Header Ads

Кризис в Венесуэле, ошибки Уго Чавеса, Мадуро и Вашингтона.

Кризис в Венесуэле, ошибки Уго Чавеса, Мадуро и Вашингтона.


Кризис в Венесуэле, ошибки Уго Чавеса, Мадуро и Вашингтона.

Несмотря на то, что президент Боливарианской Республики Николас Мадуро на полях Генеральной ассамблеи ООН заявил Лаврову: "Хочу сказать, что Венесуэла сейчас более сильная, чем раньше". И добавил: "Трудности закалили нас и сделали нас из стали. Мы встали на путь устойчивого экономического развития. Все у нас хорошо", в действительности ситуация в Венесуэле весьма далека от хорошей.

По данным ООН, за последние три года из Боливарианской Республики уехали около 2,3 млн человек или более 7% населения, в основном в Колумбию, Эквадор, Перу и Бразилию.


Проблема в том, что страны – реципиенты потока мигрантов, очень небогаты. Им крайне трудно справиться с этим потоком. Вашингтон уже отправил помощь Колумбии и Бразилии, а премьер-министр Испании Педро Санчес объявил о выделении помощи в размере 35 млн евро, но этого, конечно, не хватает. Одной из задач всех встреч и конференций по Венесуэле сейчас является поиск источников финансирования соседних с ней стран, чтобы они могли принимать мигрантов.

Власти Венесуэлы намерены в ближайшее время запросить у ООН $500 млн на возвращение соотечественников на родину. С таким заявлением выступил министр иностранных дел Боливарианской Республики Хорхе Арреаса. Не думаю, что эти средства помогут вернуть венесуэльцев домой, ведь они покидают страну в следствии непрекращающихся экономических проблем и опасений за свою безопасность: в стране идут волнения, уровень преступности зашкаливает.

Венесуэла не первый год переживает острый социально-экономический кризис, который сопровождается стремительным ростом цен и девальвацией нацвалюты. Уже несколько лет власти не публикуют официальных отчетов о росте цен. Экономика страны сократилась вдвое, добыча нефти упала до уровня 40-х годов, иностранные компании покидают страну, закрываются посольства. Мадуро склонен во всем винить Вашингтон, но это редкий случай в Латинской Америке, когда США к кризису практически не причастны. По мнению экспертов, из МВФ инфляция в этом году достигнет 1 млн процентов. Это сравнимо с гиперинфляцией в Веймарской Германии в 1923 году или в Зимбабве в конце 2000-х годов.

«Двадцать лет назад в Венесуэле было около 650 000 частных компаний, а сейчас только 140 000», – утверждает Виктор Мальдонадо, бывший руководитель Торговой палаты Каракаса. Импорт сократился с $66 млрд в 2012 г. до $11 млрд в 2017 г. Из-за отсутствия достоверных экономических данных импорт - это, возможно, один из лучших показателей для оценки уровня жизни в Венесуэле.

Предпосылки к нынешнему кризису медленно, но верно формировались после прихода к власти Уго Чавеса в 1999 году. "С тех пор как Чавес возглавил страну, он начал систематически уничтожать производственный сектор Венесуэлы путем национализации и экспроприации, установления контроля над ценами на нефть и курсом валюты, а также другими экономическими мерами,» — указывает ведущий аналитик Cato Institute в Вашингтоне Хуан Карлос Идальго. В результате при высоких ценах на нефть, страна набирала кредиты, даже при нефтяных котировках выше 100 долларов за баррель, бюджет страны оставался убыточным. И при падении цен на нефть все посыпалось.

Политическое противостояние лишь усугубляет бедственное положение Венесуэлы. Обе стороны — и власти, и оппозиция — не склонны договариваться. Уровень поддержки Мадуро, по его собственным слова, не превышает 35%, по мнению оппозиции – не более 15%. В 2015 году оппозиция смогла получить большинство в парламенте, но провести хоть какие-то перемены ей не дают. Прошедшие выборы, на которых закономерно победил Мадуро еще больше накалили обстановку, в результате уличных столкновений погибло порядка 120 человек. США и страны ЕС ввели санкции против чиновников из правительства, но это уже никак не могло повлиять на ситуацию. Впрочем, господин Трамп и здесь смог нагадить, причем оппозиции, заговорив о возможном военном вмешательстве. "Хуже, чем это, он сделать ничего не мог — Мадуро сразу же воспользовался ситуацией, постаравшись мобилизовать население. И тем самым наверняка немного повысил свой престиж среди венесуэльцев", — говорит Дмитрий Розенталь, ученый секретарь Института Латинской Америки РАН.

По мнению экспертов, наиболее негативный вариант дальнейшего развития событий — социальный взрыв, который может вылиться в еще большее кровопролитие. Второй, не менее пессимистичный вариант, — это выступление военных, приход к власти военной хунты, что так традиционно для Латинской Америки. Позитивных выходов из ситуации лично я не вижу.

Что мне еще хочется заметить. При взгляде на Венесуэлу, меня не оставляет ощущение, что завтрашний день Украины может быть очень похожим на ситуацию в этой латиноамериканской стране. В чем-то Украина перещеголяла Венесуэлу, на ее территории уже идет гражданский конфликт, но основная часть страны пока живет более комфортно, чем венесуэльцы. Но тренд, на мой взгляд ведет в эту сторону. В сторону failed state.

Комментариев нет