Федерико Феллини: 10 фильмов, которые должен посмотреть каждый
Федерико Феллини: 10 фильмов, которые должен посмотреть каждый
Фильмы Федерико Феллини постоянно находятся в списке лучших киношедевров всех времен. Его влияние на таких метров как Стэнли Кубрик и Ингмар Бергман очевидно. Трудно переоценить вклад Феллини в кинематограф, ведь его имя стоит в ряду классиков одним из первых. Взгляните на десять лучших фильмов Федерико Феллини, мастера итальянского кинематографа, начиная с его неореалистических истоков и путешествуя вглубь к более поздним картинам с фантастическим налетом.
БЕЛЫЙ ШЕЙХ / LO SCEICCO BIANCO (1952)
Дебютной режиссерской работой Федерико Феллини стал комедийный фарс «Белый шейх» с Альберто Сорди в главной роли. Сценарий, написанный совместно с Микеланджело Антониони, рассказывает историю клерка, который проводит медовый месяц со своей юной женой в Риме. Но молодая девушка становится просто одержима актёром, который играет в фотокомиксе о приключениях отважного Белого Шейха, поэтому она тайком ускользает от супруга, чтобы встретиться со своим кумиром. Муж отчаянно пытается найти жену, чтобы познакомить её со своими пуританскими родственниками, а она в это время уже находится в 20 километрах от Рима на лодке с Шейхом.
Эта первая работа прекрасно продемонстрировала комедийную сторону творчества Феллини. Сюжет катится со скоростью лавины. В те времена, когда имя Феллини еще не стало таким авторитетным, ему пришлось потрудиться, чтобы создать ясный режиссерский слог и тон. Но, в то же время, Феллиниудалось уже здесь проявить свою любовь к неожиданности и фарсу. «Белый шейх» — неогранённый алмаз в творчестве Феллини!
МАМЕНЬКИНЫ СЫНКИ / I VITELLONI (1953)
Эта трагикомедия рассказывает о пятерых итальянцах, родившихся в небольшом приморском городке. Там же прошло их детство и юность, и теперь они живут спокойной размеренной жизнью городка. В шутку эти пятеро называют себя «маменькиными сынками», так как в глубине души желают покинуть родные места, но тогда им придётся оставить там всю свою прошлую жизнь. Лишь одному из группы хватило смелости уехать и начать лучшую, хотя и более сложную жизнь на новом месте.
«Маменькины сынки» считается одной из ключевых картин в итальянском кинематографе. И, безусловно, этот фильм вдохновил такую современную классику, как «Злые улицы» Скорсезе и «Забегаловка» Барри Левинсона. Кстати, Стэнли Кубрик именно этот фильм считал лучшим в фильмографии Феллини.
ДОРОГА / LA STRADA (1954)
Бродячий циркач, сильный и жестокий мужчина, покупает себе в ассистентки наивную молодую девушки у её матери и забирает её с собой на вечную дорогу. Два совершенно несовместимых характера оказываются всегда вместе. Но внезапная встреча с давним врагом меняет их жизнь.

«Дорога» считается одним из самых сильных фильмов из когда-либо снятых. После выхода фильма его режиссёра Федерико Феллини много критиковали из-за некоторых аспектов движения неореализма. Но ему хватило сил отойти от суровой реальности, чрезмерно реалистичного политического ландшафта и идеологических доктрин - к фантазии и поэзии. И многие последовали его примеру. В 1955 году «Дорога» удостоилась «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке.
НОЧИ КАБИРИИ / LE NOTTI DI CABIRIA (1957)
Кабирия — проститутка, которая бродит по улицам Рима, обслуживая клиентов. Но она мечтает о настоящей любви и лучшей жизни. Как бы сильно ни била её жизнь, она всегда находит в себе силы не унывать и двигаться дальше.
Федерико Феллини был настолько поражен игрой Джульетты Мазины в своем предыдущем фильме, что писал сценарий «Ночи Кабирии» специально под неё. Ему также пришлось убедить продюсеров, что она была готова к своей первой главной роли. «Ночи Кабирии» также столкнулись с проблемой финансирования из-за весьма спорной тематики, но сегодня фильм признан шедевром. Здесь уже видны визуальные намёки безграничной свободы «Сладкой жизни», но здесь всё еще присутствует навязчивая идея суровой реальности.
СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ / LA DOLCE VITA (1960)
Этот культовый комедийный фильм по праву считается одним из лучших когда-либо снятых. Его герой — журналист Марчелло. Он вхож в светские круги и всегда там желанный гость, но всё это мало занимает Марчелло. Что-то постоянно его тревожит. Он окружен шикарными женщинами, но ни одна из них не трогает его душу. Даже прекрасная американская кинодива Сильвия не может развеять тревогу в сердце журналиста.
Об этом фильме было написано и сказано очень много, поэтому предлагаем вам слова самого Феллини о его фильме:
«Когда я с моими помощниками предпринял попытку создать историю, которая обобщала бы и показывала противоречия, неуверенность, усталость, абсурдность, неестественность определенного образа жизни, то, словно слыша потусторонний голос, стал повторять себе: нет, не надо заботиться о создании повествования, этот фильм не должен представлять собой сюжетную историю. Поступим лучше так: сложим вместе весь собранный материал, поговорим откровенно, поделимся мыслями, вспомним о том, что мы читали в газетах, в комиксах. Положим все наши заметки, все документы на стол в самом хаотическом виде».
ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ / 8 ½ (1963)
Фильм рассказывает о творческих поисках режиссера Гвидо Ансельми. Уже всё готово для его нового фильма — сценарий, декорации, потрачены некоторые суммы денег. Но Гвидо не спешит приступать к съемкам, находясь в некоем кризисе, он никак не может сложить картину воедино. И, конечно же, в это время вокруг Гвидо, словно в танце, кружат шикарные женщины.
Как сказал Феллини, в этом фильме он был «откровенен до неприличия». И правда, в «Восемь с половиной» очень много его самого. Фильм словно живет своей жизнью, и сколько бы раз вы его не смотрели, он предстанет перед вами с чем-то новым. Развлекательный, неожиданный, блистательный, но, к сожалению, с ноткой уныния, этот фильм принес Феллини еще один «Оскар».
ДЖУЛЬЕТТА И ДУХИ / GIULIETTA DEGLI SPIRITI (1965)
Джульетта и её муж совершенно не похожи друг на друга, но ради приличия она всё же пытается сохранить брак. Вскоре до Джульетты доходит новость, что у мужа появилась любовница. С этого момента она глубоко погружается в мир мистики, видений и воспоминаний, исследуя своё подсознание.
Очень долго Феллини вынашивал идею этого фильма как квинтэссенцию освобождения женщины от мужского деспотизма. Он задумал его еще во время «Дороги» для Джульетты Мазины и о Джульетте Мазине. «Намерение фильма в этом отношении состоит в том, чтобы возвратить женщине её подлинную независимость, её бесспорное и неотъемлемое достоинство. Свободный мужчина не может отказывать в этом свободной женщине. Женщина не должна быть ни мадонной, ни орудием наслаждения, и еще меньше — служанкой», — говорил самФедерико Феллини. Кстати, это первый фильм Феллини в цвете, поэтому здесь особое внимание уделено деталям и декорациям.
САТИРИКОН / FELLINI — SATYRICON (1969)
За основу Феллини взял одноименный роман Гая Патроника, но сюжет самого произведения сильно видоизменил. Режиссер показывает нам самый мрачный период Римской Империи, но сама история скорее рассказывает нам о современности, чем об исторических событиях. Как и в книге, всё вращается вокруг молодого юноши Энколпия, ищущего своего молодого любовника, сбежавшего с их общим другом.
Несмотря на то, что сегодня «Сатирикон» считается одной из лучших работ Феллини, первоначально его приняли довольно холодно, назвав слишком экспериментальным и вызывающим снисходительность. Но эта критика уместна, только если вы воспринимаете всё происходящее на экране буквально. «Сатирикон» намного опережал своё время.
РИМ / ROMA (1972)
Как не трудно догадаться, в главной роли здесь сам город, Рим. Это история самого Федерико Феллини, как он из маленького городка переехал в Рим и поселился в большой квартире с множество различных жильцов.
Здесь нет какого-то конкретного развития сюжета, но мы видим, как развивался Рим, его прошлое, настоящее и будущее. Этот город жесток, безнравственен и порочен, но именно он формирует мировоззрение будущего режиссера.
АМАРКОРД / AMARCORD (1973)
Картина во многом автобиографическая. Феллини описывает своё детство, проведенное в маленьком городке. За окном 1930-е годы и самый рассвет фашистской диктатуры Муссолини. Это незабываемые зарисовки жизни итальянского городка, желания и проблемы подростков и многое другое на фоне бурных политических событий.
«Амаркорд» на романьольском диалекте курортного городка Римини, где выросФеллини, означает «Я вспоминаю». Это один год из воспоминаний режиссера. Таким образом он пытается переосмыслить свои истинные корни и идентичность. Здесь нет технического мастерства режиссера, и, тем не менее, «Амаркорд» как нельзя лучше проявляет тонкость гения Феллини.
Это список десяти лучших фильмов в творчестве одного из лучших режиссеров всех времен и народов, Федерико Феллини. Если вы по каким-то причинам еще не знакомы с этими фильмами, то вам непременно стоит их посмотреть. Эти работы Феллини дарят незабываемые эмоции и во многом влияют на мировоззрение.
Post a Comment