Header Ads

Этот день в авиации. 15 марта


Этот день в авиации. 15 марта





1902 — Родился ученый в области двигателестроения Тигран Меликсетович Мелкумян.

В 1919 году окончил гимназию в Ашхабаде и поступил в Бакинский политехнический институт, который с отличием окончил в 1929 году по специальности «инженер-механик моторостроения». По окончании института остался в нём преподавать и возглавил вновь созданное конструкторское бюро моторостроения. В 1932 году приглашён работать в Москву, в научно-исследовательский институт Воздушного флота, и одновременно преподавать в Военно-воздушной академии им. Жуковского, где в 1941 году возглавил кафедру теории двигателей. Во время Великой Отечественной войны выполнял особые задания Ставки Верховного Главнокомандующего по освоению новой техники и вводу в действие новых видов самолетов на фронтах. В 1946 году назначается заместителем начальника Центрального института авиамоторостроения, а через год возглавляет его. В 1951 году подаёт в отставку с этой должности по состоянию здоровья.

Ещё до войны начал разработку проекта первого советского дизельного двигателя с воздушным охлаждением.
На основании детального изучения мелкумовских сверхзвуковых компрессоров в дальнейшем стало возможным создание двигателей мощностью 8-10 тыс. л. с. В результате были созданы также форсажные двигатели, появление которых стало революционным шагом в сверхзвуковой авиации. В стенах ЦИАМ были созданы не только реактивные, но и турболиссерные моторы.
В институте Т.М. Мелкумян создал также лабораторию двигателей, работающих на жидком реактивном топливе. Будучи заведующим кафедрой теории двигателей академии, основал там лабораторию исследований моторов, носящую ныне его имя.

Автор более 100 научных работ, в том числе 10 монографий и учебников.
Умер 4 марта 1974 года.



1906 В Англии Ч.Роллс и Г.Ройс, создали автомобилестроительную фирму Роллс-Ройс, с 1915 г. строит авиадвигатели.

1919 — Михайловская артиллерийская академия реорганизована в Артиллерийскую академию Красной Армии, ныне Военная академия РВСН им. Петра Великого



1929 — Начались заводские испытания двухместного истребителя Поликарпова Д-2 (ДИ-2), облетывал пилот Б. Л. Бухгольц



1933 — Родился Генеральный директор, Генеральный конструктор «НПО машиностроения» с 1984 Г.А.Ефремов.

Окончив в 1950 году 10 классов, Г. А. Ефремов поступил в Ленинградский военно-механический институт, который окончил по специальности «Приборостроение». В апреле 1956 года по распределению направлен инженером в КБ В. Н. Челомея (ОКБ-52) в городе Реутове. В 1964 году возглавил проектное подразделение данного предприятия, создававшее уникальные системы оружия для Военно-Морского Флота, Ракетных войск стратегического назначения, Космических войск СССР.
Г. А. Ефремов принимал непосредственное участие и руководил созданием:
комплексов с крылатыми ракетами для стрельбы по наземным целям (П-5, П-5Д, С-5, «Метеорит»);
противокорабельных комплексов (П-6, П-35, «Прогресс», «Аметист», «Малахит», «Базальт», «Вулкан», «Гранит», «Оникс»);
морской крылатой ракеты «Яхонт»;
морской крылатой ракеты «БраМос» (для индийских военно-морских сил);
ракетных комплексов стратегического назначения с МБР УР-100, УР-100К, УР-100У, УР-100Н, УР-100Н УТТХ;
автоматических космических станций «Алмаз» («Космос-1870») (1987 г.) и «Алмаз-1» (1991 г.);
ракеты-носителя «Стрела»;
малых космических аппаратов «Кондор-Э» и «Руслан».
С 1984 г. (после смерти В. Н. Челомея) — Генеральный конструктор, с 1989 по 2007 годы — Генеральный директор, Генеральный конструктор ОАО «ВПК „НПО машиностроения“».
В тяжелейший период после распада СССР сумел сохранить научно-технический и кадровый потенциал предприятия, что позволило не только продолжить работы по выполнению государственного оборонного заказа, но и выйти на международный рынок вооружений с конкурентной продукцией. Автор большого числа изобретений, почётный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук, член Академии военных наук Российской Федерации и других ведомственных академий.



1935 — Начались испытания самолета-звено в составе носителя ТБ-3 и истребителя И-Z . «ЗЕТ» пилотировал В.А.Степанчонок, самолет-носитель — П.М.Стефановский. Поначалу провели тренировки: Степанчонок подводил И-Z сзади под летящий на 140 км/ч ТБ-3, выравнивал скорости, а затем, давая помалу газ, зацеплял и обрывал поперечную перкалевую ленту. До 21 марта провели 25 таких тренировок. Первая в мире подцепка в воздухе самолета под самолет состоялась 23 марта 1935 г. После зацепления И-Z был подтянут, «Звено» снизилось до 500 м и пролетело над аэродромом, где находилась комиссия ВВС. Затем на высоте 1200 м благополучно произошла отцепка. До 29 марта было совершено 5 удачных подцепок-отцепок И-Z.



1942 — Состоялся первый полёт истребителя Ла-5, лётчик-испытатель Г. М. Мищенко. Главное новшество самолёта Ла-5 — это его двигатель (мотор М-82 взлетной мощностью 1700 л.с.). В результате Ла-5 превратился в один из лучших истребителей Второй мировой войны. Самолёт развивал у земли скорость 515 км/ч, на высоте 3200 м — 567 км/ч, на высоте 6450 м — 600 км/ч. Время виража на высоте 1000 м — 25 секунд. Самолёт был менее уязвим и более живуч по сравнению с предыдущими. Вооружение: две 20-миллиметровые пушки СП-20 («ШВАК») с боезапасом в 340 снарядов. На таком самолёте летал Иван Кожедуб.

1946 — Образован опытный завод №279 по разработке и изготовлению колес и гидрооборудования самолетов, ныне АК «Рубин». Первый главный конструктор — Т.М.Башта



1949 — Пилоты Билл Баррис и Дик Риедль вылетели из аэропорта Фуллертон, Калифорния на самолете Aeronca 15 Sedan и направились в сторону Майами, Флорида. Над Майами самолёт кружил 14 суток. Запасы горючего и пищи пополнялись при пролёте на низкой высоте над ВПП аэропорта Маймаи — канистры с горючим и контейнеры с пищей подавались на борт с движущегося по полосе автомобиля. 11 апреля пилоты вернулись в Фуллертон, где продолжали свой полёт до 26 апреля, когда приземлились. Общая продолжительность полёта составила 1008 часов.



1949 — Состоялся первый полет прототипа EF-140V1 , экспериментального высотного самолета «140» на аэродроме в Подберезье под Москвой. Эта модификация самолета создавалась на основе доставшейся Красной Армии модели, как и нескольких других самолетов и проектов фирмы Junkers. Ведущим инженером по постройке и летным испытаниям был Назаров Г. Н. Ведущим летчиком-испытателем — Вольфганг Цизе, бывший шеф-пилот Германа Геринга. В одном из полетов была достигнута скорость 900 км/час. Некоторые патриоты, утверждают, что в отличие от предыдущих образцов, самолет EF-140 («140») разрабатывался в СССР, начиная с нулевого цикла. Главным конструктором бомбардировщика был Брунольф Бааде, заместителями главного конструктора — Фрайтаг и Петр Николаевич Обрубов. Начальником бюро новых проектов — Вокке. Второй опытный самолет, имевший ряд отличий, построен не был.



1953 — В Советском Союзе на полигоне Капустин Яр (Астраханская область) начались летные испытания баллистической ракеты дальнего действия Р-5 с ядерным боевым зарядом (с дальностью полета 1200 км). Главный конструктор ракеты С.П.Королев, конструктор ЖРД РД-103 — В.П.Глушко). Принята на вооружение в 1955 г.



1957 — дирижабль ВМФ США ZPG-2 фирмы «Гудиир» устанавливает новый мировой рекорд продолжительности полёта, оставаясь в воздухе в течение 264 часов 12 минут (11 дней), побив рекорд “Графа Цеппелина” в 1929 году.



1957 — Впервые взлетел французский истребитель Dassault Etendard VI — ударный истребитель, разработанный французской фирмой Dassault, летчик Жерар Муселли



1957 — Дирижаблем «Goodyear ZPG-2» Nr. 141561 (воздушное судно ВМС США 2 класса) установлен рекорд продолжительности пребывания в воздухе для мягкого дирижабля без дозаправки — 264 часа 12 минут.

Им управляли военнослужащие Джек Хант (Jack Hunt) и Роланд Хоэл (Ronald Hoel).



1960 — М.В.Келдыш утвердил план по разработке и запуску АМС с целью проведения фотографирования планеты Марс.



1960 — После голосования в палате Конгресса проект «Сатурн» (Saturn) и его разработчики во главе с Вернером фон Брауном (Werner von Braun) и ABMA влились в состав NASA.



1965 — С космодрома Байконур, стартовый комплекс № 41, осуществлен пуск ракеты-носителя «Космос 65С3», которая вывела на околоземную орбиту группу советских спутников военной связи типа «Стрела-1»: «Космос-61» (01267 / 1965 020А); «Космос-62» (01268 / 1965 020В); «Космос-63» (01269 / 1965 020С). КА выведены на орбиту с параметрами: наклонение орбиты — 56 град.; период обращения — 106 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) — 273 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) — 1837 км.



1978 — Завершены Государственные совместные испытания самолета Су-22У



1982 — Катастрофа Ан-26 (ВВС ЧФ, 917 осап (Кача) близ Анапы.

Через 1 минуту после взлета в темное время суток самолет столкнулся с деревьями лесопосадки в 1 200 м от торца ВПП и получил повреждения двигателя. После столкновения экипаж зафлюгировал воздушный винт и выключил левый двигатель, перевел самолет в набор высоты до 450 м и стал выполнять маневр для захода на посадку в аэропорт вылета. Через 6 мин 46 сек, несмотря на действия экипажа по выдерживанию режима полета, из-за потери устойчивости и управляемости самолет вошел в штопор, потерял высоту, задел обрывистый берег Витязевского лимана и упал в воду между н/п Благовещенская и Суворов-Черкесский в 3-4 км от Благовещенской.



1992 — В ОКТБ «Орбита» для ЦПК им Ю.А.Гагарина создан тренажер стыковочно-технологического модуля комплекса тренажеров ОС «Мир»



1995 — Начало перелета Жуковский-Ташкент-Сингапур-Мельбурн, А.Н.Квочур на Су-27, 15.600 км за 18 ч 40 мин летного времени с двумя посадками и заправками в полете, 15-17 марта



2005 — Открытие австралийского международного Авиасалона 2005 в Мельбурне



2009 — Старт корабля «Дискавери». STS-119 — космический полёт MTKK «Дискавери» по программе «Спейс Шаттл». Продолжение сборки Международной космической станции. 28-й полет шаттла к МКС.

Экипаж: Ли Аршамбо — командир экипажа; Тони Антонелли— пилот; Джон Филлипс — специалист полёта; Стив Свэнсон — специалист полёта; Джозеф Акаба — специалист полета — преподавател; Ричард Арнольд — специалист полета; Коити Ваката (Япония) — бортинженер (на МКС)

Комментариев нет